В Особом Районе Китая

Дневник Инженера Признаюсь сразу - идею названия я позаимствовал у П.П Владимирова, автора книги "Особый район Китая.1942-1945 гг.", где речь идёт о районе на севере провинции Шэньси, находившемся во время Второй Мировой войны под контролем Коммунистической Партии Китая. В современном Китае существуют специальные экономические зоны (СЭЗ), где акцент был изначально сделан на рыночную экономику, производство для экспорта, привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Для въезда с территории Китая требуется специальное разрешение (для китайцев). Началось создание СЭЗ в конце 80-х годов. Специальная экономическая зона Шэньчжэнь находится рядом со Особым Административным Районом Сянган (он же Гонконг), где высокотехнологические предприятия Шэньчжэня черпают квалифицированных инженеров и других специалистов. Большинство знакомых мне менеджеров среднего и высшего звена - китайцы из Гонконга. Китай - он, как вы сами понимаете, большой. Поэтому когда я говорю "в Китае" это относится исключительно к тем местам, где я бывал, а именно в СЭЗ Шэньчжэнь и окрестностям. Предыстория Наши китайские коллеги попросили инженера-радиста присутствовать при запуске в серию новых моделей телефонов и (чтобы два раза не ездить) обеспечить обучение их инженеров основам GSM и приёмо-передающих устройств. Дверь в безэховую камеру с лязгом откатилась в сторону. На выход. С вещами. Вечер субботы, Август 2003 Впереди - многочасовой перелёт до Гонконга, где я окажусь только вечером следующего дня. В самолёте крутят кино, так что скучать не придётся, да и обычно удаётся поспать несколько часов. Это которая же у меня ходка? Четвёртая? Пятая? Лень вспоминать. ....некоторое время перед взлётом Рядом со мной сидит пожилая американка, которой обещали место у окна, но коварно обманули, посадив в середину центрального ряда. А чего вы хотели? Здесь вам не Америка. Чтобы не слышать причитаний представителя бывшего вероятного противника надеваю наушники и открываю книгу. ....некоторое время после взлёта Да какого ж вам, мадам, ещё надо? А, понимаю, подставка для ног не откидывается. Кнопочку, говорите, нажимали... А так? Ни хрена... А с помощью такой-то матери? Не получается. А стюардессу позвать? Тоже не выходит... Хорошо, попробую со своего пульта. Так-так.... и у меня не работает. Начинаю нервно прислушиваться к звуку двигателей. Пока гудят. Не соглашусь ли я любезно сходить за стюардессой? Яволь-натюрлих. Следующие полчаса провожу стоя. Три стюардессы по очереди пытаются открыть подставку. Но скучать не приходится, виды открываются самые разнообразные и даже в чём-то привлекательные. Наконец американку уводят за разделяющую салоны занавеску, посулив пересадить на другое место. Почти немедленно доносится тихий звук сливаемой воды. Становится понятно что лучше не жаловаться. Не успеваю плюхнуться в кресло, как объявляют, что кина не будет, мол, проблема с софтом, но двигатели всё ещё гудят. Вот и славненько...... Полдень понедельника, Август 2003 Сходим с парома Гонконг - Шэньчжэнь. Вежливые, но неулыбчивые пограничники, контроль температуры тела, проверка багажа. Ну и где наше такси? Самому здесь лучше машину не брать, - как говорил кот Василий доценту Привалову: "не советую, гражданин, съедят". Пару месяцев назад нашего китайского коллегу посреди бела дня хряпнули чем-то тяжёлым по голове. Поел лапши в обеденный перерыв, называется. Парень до сих пор в коме. За время командировок в Китай меня не возили разве что на мопеде, а стандартные для Шэньчжэня такси (в основном Фольксвагены -гольф и -сантана) оборудованы металлической клеткой для водителя со стальным листом, спускающимся на спинку сидения. Бывали, говорят, прецеденты. Со спицами. А вот и водитель со знаком принимающей нас компании. Ну и что нам приготовила судьба на этот раз? Не верю своим глазам - большой, чёрный, красивый. Нет, не рояль - Мерседес. Водитель, как коршун, бросается на наши сумки. Рук две, сумок четыре, да и знак компании бросать жалко. Как будет выкручиваться? С полупоклоном показывает на два небольших кейса и щебечет: - лаптоп? После чего всем своим видом демонстрируя что боится и прикоснуться к такой тонкой технике, хватает две сумки побольше и - был таков. Фабрика, понедельник - пятница , Август-Сентябрь 2003 Китайцы невероятно чистоплотны и аккуратны на производстве (не знаю как в быту - пока приглашения в частные дома не удостаивался). Курение на территории фабрики вблизи цехов, как правило, запрещено, хотя для белых варваров иногда делают послабление. В один из предыдущих приездов на другую фабрику приходилось выходить за ворота, где народ начинал от такого зрелища тихо обалдевать - это было уже за пределами СЭЗ и белых "в живую", а не на экране, там практически никогда не видят. При виде европейца девушки и дети обычно начинают хихикать, ну а мужская часть населения просто смотрит с большим интересом - вот ты какой, северный олень. Один раз я наблюдал страшную катастрофу, падение китайца с велосипеда. Так тебе и надо - не щёлкай клювом на большеносов. Не знаю, правда, или нет, но мне поведали по секрету, что так они нас, европейцев, называют. Ну да ладно, приступим к делу. Который здесь у вас цех? Ах, всё не так просто? Надеть тапки фирмы "НЕКИ" со значком сильно похожим на фирменный знак "НАЙК" и надписью фломастером VIP? Нет проблем. Завернуть за угол, подняться на грузовом лифте на один этаж и надеть антистатические тапочки? Запросто. Халатик, говорите? Так ведь он мне до пупка. Большой? Да какой же он большой? Ах, это я большой. А чего ж ты так хихикаешь при этом, подруга? Да, этот халатик побольше будет. Замечательно. С трепетом жду головного убора. Слава Тебе, Господи - обычная бейсболка. В прошлом году в одном месте выдали белый халат и розовый картуз, с кокетливым бантиком. Так неделю и ходил похожий на пасторального пастушка, только зеркал и фотоаппаратов избегал что твой вампир. Китайцы в тех же картузах были похожи на Великого Кормчего, а я вот - на пейзанина. Здороваюсь со старым знакомым - начальником цеха. Вообще-то должность у него называется по-другому, но и так сойдёт. Китайцы из Гонконга официально имеют два имени - английское и китайское. Эта довольно популярно и в континентальном Китае, в основном в тех местах, где часто работают с иностранцами. Я слышал, что то же самое делают и китайцы приезжающие на учёбу в Россию. Мой старый знакомый этого поветрия избежал и мне приходится называть его по первым буквам двухсложного имени - КВ. В одной половине цеха кипит работа, вижу плюющуюся готовыми платами линию поверхностного монтажа и до боли знакомые очертания станций для калибровки и тестирования. Вторую половину цеха занимает конвейер для сборки телефонов. Единственное живое существо на этой половине сидит на полу и с энтузиазмом выбивает из пола линолеумную плитку. Я медленно, чтобы не спугнуть, поворачиваюсь к КВ и тихо спрашиваю: какого....? КВ радостно ухмыляясь говорит что выпуск начнётся только на следующей неделе, мол, извини, барин, ошибочка в письме вышла, люди мы тёмные, языкам не обученные.... Подавляю готовое вырваться из глотки рычанье. С целью избежать ненужной дискуссии о преимуществах честности, осведомляюсь, что делает сидящий на полу рабочий. Так, так, не дурак, понял, перефразирую: зачем он меняет линолеум? Цех-то ведь совсем новый. Оказывается когда меняли конфигурацию сборочной линии, ножки столов старой линии оставили небольшие вмятины на некоторых плитках, вот их-то он и меняет. Успеваю подхватить свою челюсть на полпути к полу. Впрочем, чему тут удивляться? Дисциплина производства очень жёсткая - зоны для производства, складирования, прохода, оборудования, электростатики аккуратно размечены на полу разноцветной краской. За цехом следят несколько инженеров-технологов, которых сразу можно отличить по цвету и покрою одежды. Электростатические браслеты проверяются перед начало каждой смены. Разговоров в производственное время не слышно. Конвейер для тестирования электроники телефонов. Мастера смены легко определить по розовому халату. КВ тихо манит меня в сторону Отдела Исследований и Разработок. Следующий час мы обсуждаем программу на неделю. Три-четыре часа лекций в день с последующими вопросами? А у вас не ссохнется переводить, достопочтенный? Чайком, говорите? Эт-та хорошо. С конвейером что делать будем? Всё уже готово? То-есть мне делать ничего не надо? Надо? Помочь настроить Станцию Финальной Проверки? Бррр....придумали же названьице. Ну и так, по мелочи. Нет уж, вы мне про эту мелочь расскажите. Хотите проверять хорошие ли антенны вам поставляют? А птичьего молока не хотите? Нет, только антенны? Будем думать. Думаю долго. Сначала - как отвертеться, потому что на мой взгляд им это нужно как зайцу базедова болезнь. Потом мысли мои приобретают характер более конструктивный. Строить большую безэховую камеру - нереально. Можно, конечно, попытаться найти маленькую камеру и тестировать в ближней зоне, но где её сейчас искать, да и наука с трудом забитая в неблагодарную студенческую голову преподавателями МЭИ уже успела подзабыться. Нет, надо найти решение попроще. Попробуем через эталон. С надеждой спрашиваю: Анализатор сетей у вас есть? Есть, отвечают мне китайцы, только работать на нём некому. Понятно, добавляем ещё денёк на обучение народа работе с анализатором. Китайцы вообще любят тестировать всё что есть на плате, что иногда приводит к довольно экзотическим примерам разводки и монтажа элементов, не говоря уже о способах тестирования. В тотальном тестировании, в принципе, есть некий смысл. Даже если один процент покинувшего фабрику товара окажется бракованным, то это выльется в сотни тысяч долларов недополученной прибыли. Та же тенденция наблюдается и при закупке комплектующих - разница в несколько центов в стоимости всего набора деталей приведёт к уменьшению прибыли на десятки тысяч долларов. Здесь за нашими коллегами нужен глаз да глаз, поэтому при передаче технической документации на производство основные и альтернативные производители комплектующих жёстко оговариваются. Но день идёт к концу и неплохо бы наконец добраться до гостиницы. Внизу нас ждёт всё та же машина, охранник у ворот берут под козырёк и мы гордо отбываем в сторону Шэньчжэня. Подъезжаем к границе СЭЗ. Мой коллега порывается помахать стражам границ паспортом, но его останавливает мысль что в машине тонированные стёкла и снаружи один хрен ничего не видно. Чуден Шэньчжэнь при солнечной погоде Движение на китайских дорогах порадовало бы старика Броуна и вполне может дать материал для десятков диссертаций по прикладному Хаосу. Основные условия вождения - крепкие нервы и полное безразличие к увечьям или смерти, неважно своей или чужой. Предугадать ситуацию на дороге через секунду, исходя из её нынешнего состояния, просто невозможно. Попадаются машины, мотоциклы, велосипеды и самобеглые повозки едущие по дороге навстречу потоку и поперёк потока. Они взбираются на шоссе по дорожкам предназначенным только до съезда с оного и обгоняют по обочинам. Пешеходы, сохраняя на лицах восточную невозмутимость, лавируют между несущимися многотонными грузовиками в двух шагах от эстакадного перехода. Семья из четырёх человек путешествует на мопеде рядом с человеком везущим на велосипеде с моторчиком две огромные железные бочки, здесь же по обочине пробирается нечто трёхколёсное напоминающее самоходный плуг. Огромный грузовик мечется по всей дороге обгоняя всё что едет и (п

 
 
   

 

Популярное