История компании Mpio

Десятого ноября 2006 года в корейских СМИ в адрес исполнительного директора компании Mpio Канна Шин Ву (Kang Shin Woo) и еще нескольких членов совета директоров было озвучено обвинение в нецелевом использовании средств компании. По предварительным оценкам, речь шла о сумме порядка 10 миллионов долларов. Вскоре последовали отставки, а затем и аресты. Курс акций Mpio на KOSDAQ сентябрь-декабрь 2006 Курс акции Mpio, и без того снижавшийся в течение года, почти мгновенно рухнул в два раза и продолжал свое падение в течение месяца. Сегодня эти акции продаются едва ли не по цене оберточной бумаги. В конце ноября была проведена попытка агрессивного поглощения компании, которая закончилась ничем – по всей видимости, потенциальный поглотитель понял, что выгодно продать это приобретение у него уже не получится. Этим печальным фарсом, по-видимому, заканчивается история компании Mpio. Впрочем, человек, стоявший у ее истоков, будет наблюдать за происходящим со стороны. Десятки корейских компаний, появившихся на рынке портативной аудиотехники на рубеже XX и XXI веков, объединяла их крайняя молодость и небольшие размеры бизнеса. Для подобных фирм, как правило, характерна зависимость от центральной фигуры харизматического лидера – основателя компании. Все корейские MP3-стартапы имели такой «стержень», обычно выходца из крупного чеболя – Samsung, Daewoo, Hyundai, LG – с большим опытом и знанием рынка, знакомствами, связями. Вокруг них собиралась команда единомышленников, чаще всего, бывших сослуживцев, и вместе они в последующие годы составляли костяк предприятия. Ян Док Чжун (слева) и Ву Юнг Ку (справа) В череде подобных лидеров в «золотые деньки» корейской MP3-индустрии две персоны выделялись особо: Ян Док Чжун (Yang Deok-Joon), CEO Reigncom-iRiver, и Ву Юнг Ку (Woo Jung Ku), CEO Digitalway Mpio. Для многочисленных директоров молодых и амбициозных компаний они были ориентирами, примерами для подражания. Для корейской индустрии потребительской электроники в целом – в какой-то степени героями. За несколько лет эта пара совершила, казалось, невозможное: отвоевала рынок портативного аудио у таких монстров, как Sony, Panasonic, Philips. Причем отвоевала не путем копирования, подражания, а, наоборот, обогнав их в инновациях, технологиях. Успехи MP3-компаний помогали корейской промышленности в целом избавляться от комплекса неполноценности, клейма «клоноделов». По протоптанной ими тропе на европейский, американский, азиатский рынок ринулось множество корейских компаний, на пике своего могущества контролируя до 40% мировых продаж. Но Reigncom и Digitalway оставались лидерами, а их торговые марки – iRiver и Mpio – наиболее известными потребителю. В течение какого-то времени казалось, что они смогли преодолеть барьер, отделяющий «нонейм» от полноценного бренда. Ходили даже разговоры, что эти компании – будущее мировой потребительской электроники, что они пришли низвергнуть с пьедестала «зажравшихся», потерявших дух инноваций старых производителей. MP 10 (другие названия – MPIO C , MPIO SV ) – первый MP 3-плеер от MPIO , на фото с модулем цифровой камеры DCS (фото с сайта dmusic.com) Джунг Ку, глава Digitalway, во многом похож на своего коллегу и конкурента. Как и Ян Док Чжун, он долгое время проработал в Samsung и свою новую компанию создал совместно с группой бывших коллег. Правда, у Ву была серьезная фора – компания Digitalway была учреждена летом 1998 года, и уже осенью первый прототип MP3-плеера был представлен на корейской выставке электроники. Samsung YP-E разработан Digitalway После Saehan Digitalway была второй в Корее компанией, разработавшей MP3-плеер. Поначалу никакой речи о собственной торговой марке не шло – фирма создавалась как OEM-разработчик для крупных корейских корпораций. Первым клиентом новорожденной компании стал бывший работодатель Ву Джунга, компания Samsung. OEM-соглашение с ней было подписано в ноябре 1998 года, а уже в феврале 1999 первый плеер от Digitalway под торговой маркой Samsung дебютировал на американской выставке CES. Позже к Samsung добавился другой конгломерат, правда, сильно ослабленный азиатским кризисом, – Daewoo. OEM -варианты MP 10 (в т.ч. с другой передней панелью) Были и другие клиенты, поменьше, к примеру, английский Jazpiper. Их ценность была в том, что это был первый опыт работы с зарубежными заказчиками. Под маркой Daewoo плееры впервые попали в Россию. В то время местные торговцы не имели понятия, как же продавать корейские плееры с непонятными названиями, и знакомый логотип пришелся ко двору. Даже сегодня отдельные торговые организации указывают плееры Mpio с припиской Daewoo. Пути Digitalway и Reigncom довольно долго не пересекались. Имевшая преимущество по времени, компания Ву Джунга довольно быстро подмяла под себя значительную часть рынка. Ставку Digitalway делала на флэш-плееры – такими были ее первые аппараты, этой линии компания придерживалась и в дальнейшем. Флэш-аппараты уже тогда были достаточно технологичными, простыми в проектировании и производстве, что стимулировало появление новых игроков. Придя на рынок позже, Reigncom не захотела участвовать в борьбе за флэш-рынок и вместо этого представила CD-MP3-плееры. В результате Digitalway вынуждена была бороться с появляющимися, как грибы после дождя, конкурентами, а Reigncom наслаждалась почти монополизмом. В 1999-2002 годы соперниками Digitalway были в основном молодые корейские фирмы: изобретатель MP3-плеера Seahan со своей маркой MpMan, новые производители – Korea Media, Eisen, Amac, Hyun Won, Digital Square. Несмотря на обилие игроков, конкуренция была не очень жесткой: объемы производства были мизерными, спрос – стабильным и растущим, а прибыль – огромной. Главное – не наблюдалось ценовой войны. OEM Digitalway надоел довольно быстро, и в 2000 году у компании появилась своя марка – Mpio. В течение последующих лет этот бренд развивался, чтобы позже выделиться в отдельное подразделение, а затем, после одной из реструктуризаций, и вовсе стать именем всей компании. Первые «прямоугольные» и «квадратные» плееры от Digitalway (фото с сайта dmusic.com) Ряд плееров, выпущенных ранее под OEM-марками, были выпущены и под брендом Mpio. К таким моделям относились MP10 и EX-MP. MP10 был самым первым плеером от Digitalway, а EX-MP, также называемый Mpio X, был экспериментом в области дизайна. Они положили начало традиции выпуска дуэтов: «прямоугольного» и «квадратного» плеера. Эта традиция продержалась несколько лет. Оригинальные концепты от Mpio : плеер со свежим для 2000 года дизайном и плеер на дисках Click от Iomega (фото с сайта dmusic.com) 2001-2002 годы были периодом расцвета компании. Его можно обозначить как «трехбуквенный» или «DM»-период, так как продукты Digitalway в то время имели названия из трех букв, начинающиеся с «DM». Новый дуэт от Mpio : DMB и DMG (фото с сайта dmusic.com) Первыми моделями принципиально новой серии были DMB и DMG, появившиеся в первой половине 2001 года. Дизайн новинок отличался от предшественников в лучшую сторону, имел спортивные черты, стал оригинальнее. Оба плеера, помимо встроенной флэш-памяти, имели Smart Media-разъемы, работали от AA батареи. DMG имел несколько более продвинутую начинку, поддерживал (одним из первых) воспроизведение WMA, а также возможность записи со встроенного микрофона. Оба плеера были тепло встречены рынком, жадным до MP3, и имели хорошие продажи. В следующем году линейка была обновлена: были выпущены модели DMB plus и DMG plus. Отличия в дизайне были минимальными, зато улучшилась функциональная начинка и комплектация. Обновленный «тонкий» стал называться DMB Plus, обзавелся возможностью записи с радио и линейного входа, пультом ДУ. «Толстый» DMG plus почти не изменился, зато обзавелся младшим братом DME, лишенным большей части дополнительных возможностей. Модель цифровой фотокамеры для подключения к плеерам Mpio : 1.3 мегапикселя, разрешение 640 x 480, Zoom отсутствует Какое-то время Digitalway замахивалась на рынок Low-End фотокамер. Производился отдельный модуль цифровой камеры, DCS, который мог подключаться к плеерам Mpio и сохранять снимки в их флэш-памяти или на картах. Однако, в отличие от рынка портативного аудио, рынок фото не был упущен крупными корпорациями. К тому же, на горизонте появились первые камерофоны. Digitalway поняла бесполезность борьбы и свернула разработки в этой области. К 2002 году за плечами компании уже были значительные достижения. 15% рынка портативного аудио в Европе и Северной Америке, до 30% – в Японии, 20% мирового рынка в сумме – очень неплохой результат для фирмы трех лет от роду. Хотя Digitalway продолжала заниматься и OEM-бизнесом, и контрактными разработками, до 70% продаж уже осуществлялось под маркой Mpio. Торговая марка становилась все более и более узнаваемой во всем мире. В те времена MP3-плееры разных производителей были очень похожи – неказистые серебристые коробки с крошечным дисплеем. Такое продавалось, пока портативные проигрыватели были экзотикой, но это не могло продолжаться вечно. В 2002-2003 гг. произошла «первая корейская MP3-революция», которую предстояло пережить только компаниям, осознавшим важность дизайна. Главным действующим лицом этих событий стала как , так и Reigncom. Свежий дизайн от Mpio в конце 2002 года: модель DMK Важность дизайна для портативных устройств Ву Джунг Ку осознал довольно рано. Уже в 2000-2001 гг. его плееры начали отличаться от типичного «коробочного» дизайна. Digitalway наращивала мощности своего дизайн-подразделения: к 2002 году там уже работало 15 человек. Они стараются нащупать образ плеера нового поколения и в том же году создают модель DMK, сильно выделяющуюся из череды «толстых» и «тонких» моделей. Это был миниатюрный плеер-брелок, который можно было легко носить на шее. Более интересный дизайн позволял компании удерживать лидерство на рынке флэш-плееров и заинтересовывать крупные ритейлорские компании. Так, летом 2002 года ее продукция, наконец, попала на прилавки американского Best Buy. Партнерство с Best Buy, как американским, так и канадским, продлится в течение нескольких следующих лет и позволит Digitalway серьезно окопаться на североамериканском континенте. Здесь компания продержалась даже дольше iriver. В этом же году Ву Джунг Ку был избран председателем KPAC – корейского консорциума производителей портативного аудио. Это некоммерческая организация, объединившая большинство крупных местных игроков. Избрание CEO Digitalway на этот пост отражало степень уважения к нему, к его достижениям на рынке, в том числе среди конкурентов. И вот, той же осенью ее интересы впервые столкнулись с интересами Reigncom. Во-первых, Reigncom представила свой первый плеер на флэш-памяти. Во-вторых, этот плеер также попал на прилавки Best Buy. iRiver стала для Mpio первым серьезным конкурентом. Как и Digitalway, руководители Reigncom понимали важность дизайна. Правда, подход у них был иным: они обратились к стороннему дизайн-ателье. Но дизайн от компании Inno оказался как минимум не хуже собственных разработок Mpio. Впоследствии аутсорсинг дизайна будет типичным решением для корейских компаний, и Digitalway с собственным дизайнерским подразделением станет исключением. Reigncom опиралась на производственные мощности в Китае, в то время как Digitalway размещала заказы на корейских заводах. За счет этого Reigncom имела бОльшую прибыль. Новинки начала 2003 года: «спортивный» FY 100 и последние «квадратный и прямоугольный» FL 100 и FD 100 В 2003 году новый «дуэт» от Mpio, модели FL100 и FD100, столкнулся с новинками от iRiver – ifp-300 и ifp-500. На стороне Mpio была большая функциональность, в том числе поддержка карт памяти. На стороне iRiver – все же несколько лучший, особенно в плане оригинальности, дизайн. В итоге, хотя FL100 и FD100 стали очень популярны и оставались такими (особенно FL100) довольно долго, «по очкам» победил iRiver. ifp-300 стала «плеером года» в Best Buy, а сама компания – лидером рынка плееров на флэш-памяти. Хотя ее о

 
 
   

 

Популярное