История Vertu, или продолжение карьеры Франка Нуово. Часть 2

История Vertu, или продолжение карьеры Франка Нуово. Часть 2 Ранние концепты, находки и разочарования – 1999-2001 годы Тема часов и сходства телефона с ними завоевала сердце Нуово, он убедил себя и всех окружающих, что телефон должен оставаться телефоном, но быть сделанным по тем же принципам, что и дорогие швейцарские часы. Чем отличаются обычные часы от дорогих? Дизайном, материалами, маркой. Их приятно взять в руку, а кнопки хронографа имеют легко запоминающийся щелчок при нажатии. Надо немного надавить на клавишу, преодолеть сопротивление и услышать щелчок. Его невозможно спутать с чем-то другим. Характерный, запоминающийся, он такой один. Нуово посчитал, что нажатие на клавиши телефона должно быть таким же – это должен быть запоминающийся опыт. В начале 1999 года в его студии вместе с Хатчинсоном они занимались тем, что слушали, как звучат разные хронографы. Бесчисленное число раз нажимались кнопки, Нуово было важно, чтобы Хатчинсон не только понял идею, но проникся ей целиком. Этот период был наваждением, так как два основных человека в Vertu, отвечающие за разработку продукта, ловили эфемерные ощущения, то, что нельзя формализовать и пощупать. Если ищется аналогия с часами, то отчего не позаимствовать и некоторые элементы этих часов. Например, рубины, которые используются в механизмах часов. В первом телефоне от Vertu на них решили разместить клавиатуру. Предполагалось, что корпуса будут сменными, срок их службы должен быть максимальным. Использование такой конструкции с рубинами в основании позволяло добиться практически вечного использования клавиатуры и минимизировать возможности поломки, но также достигался и столь нужный щелчок. Другим элементом, который Нуово хотел использовать в телефоне, было сапфировое стекло. Никакого пластика, только сапфир. В 1999 году Нуово постоянно находится в Швейцарии, его командировки идут подряд. Среди сотен компаний, производящих сапфировые стекла, он ищет ту, которая сможет выполнить его заказ. Часовую индустрию обслуживает множество компаний, поставляющих те или иные материалы. Но никто не создает сапфировые стекла такого размера и формы, в часах они значительно меньше. Это одно из первых препятствий. Компании приходится искать поставщиков, которых не существует, так как никогда не было спроса на те или иные компоненты. Фактически Нуово и Vertu создают новый рынок, на котором уже возможно создание сапфирового стекла «необычной» прямоугольной формы. Для Хатчинсона встает и другой вопрос: как интегрировать сапфировое стекло в металлический корпус. До него никто не задавался таким вопросом, так как в часах не предусмотрено падение на твердые поверхности. Да и кто будет кидать дорогие часы, скорее это экстремальная, редкая ситуация. С телефонами все ровно наоборот, их часто роняют на пол, землю, асфальт, и как поведет себя сапфировое стекло, было неизвестно. Команда Хатчинсона стала искать наилучший и самый безопасный вариант крепления. Это отняло много сил и времени. Достаточно сказать, что сапфировое стекло было создано только к марту 2001 года, на это ушло почти два года. Также как и на поиск варианта крепления, который будет приемлемым. В апреле 2000 года принято решение, что сходство с часами будет еще большим. В конструкции телефона решено применить винты, аналогичные тем, что используются швейцарскими компаниями. На поиск поставщиков, решение технологических вопросов уходят 1999 и 2000 годы. В июле 2000 года компания обзаводится собственной штаб-квартирой в Church Crookham, местечке недалеко от Лондона. Выбор места не случаен. Лондон является одной из мировых финансовых столиц, но также считается не чуждым моды. Это осознанный выбор, компромисс, так как стоимость ведения бизнеса в Великобритании не мала. Играет роль и то, что поставщики располагаются в Европе, также здесь проще найти ювелиров, мастеров, работающих с часами, которых можно задействовать при сборке телефонов. Планируется, что на площади в 65 000 квадратных футов будет расположено производство, склады, офисные площади. Для продажи и презентации телефонов планируется открыть магазины в Беверли Хиллз, Лондоне, Сингапуре, Гонконге и Нью-Йорке. Работа начинает кипеть, но с поставщиками запасных частей возникают первые проблемы. Компании, которые успешны на рынке часов, представили хорошие образцы с соответствующим качеством, но оказались неспособны производить компоненты в достаточных объемах. У них оказался немасштабируемый бизнес, объемы производства для Vertu значительно выше в силу как большего числа деталей, так и желания продать большое число таких телефонов. Логотип Vertu окончательно оформлен уже к февралю 1999 года. Дальше идет доводка других компонентов телефона, но она наталкивается на проблемы. В 2000 году создание телефона идет только на бумаге, так как нет единого списка поставщиков, непонятно, как совмещать разные части аппарата вместе. Идет гонка со временем, так как в Nokia хотят видеть результаты, но сроки переносятся, и не ясно, когда будет получен результат. Пока не наступает нервный период, но проблемы необходимо решать, так как очерчен срок запуска продукта: конец 2001 - начало 2002 года. К 2001 году основная часть задач решена, виден просвет и понятны сроки, в которые компания получит столь необходимые компоненты. Задача - создать только один телефон, одну модель. Прототипов как таковых не существует, тестируются отдельные компоненты. Так, создается звуковая система, выбираются динамики для телефона, которые должны четко говорить, что это играет Vertu, даже без специального взгляда на телефон. Уже в январе 2001 года создается мелодия специально для телефона – Sandpipe, позднее она полюбится многим пользователям этих аппаратов, станет их приметой. Но в момент создания мелодии самого телефона еще не существует, есть только его части. С появлением сапфирового стекла становится возможным собрать первые прототипы телефона, это происходит в марте 2001 года. В аппарате установлена обычная клавиатура. Та, что имеет рубиновое основание, находится в разработке, ее добавят только в июле 2001 года. Инженеры, разработавшие систему с рубинами, патентуют ее, одновременно с этим создается несколько прототипов. Но тут выясняется, что клавиатура выпадает временами, кнопки не держатся на своих местах, хотя и издают положенный щелчок. Инженеры начинают бороться за усовершенствование клавиатуры и в итоге решают эту проблему. Но надо отметить, что еще к концу 2001 года прототипы выглядят очень сырыми, они не готовы к публичной демонстрации. Для телефонов, которые будут изготавливаться из драгоценных металлов, надо получить пробы. Выбор сертифицирующего органа очевиден - это швейцарская пробирная палата (Swiss Assay Office). В октябре 2001 года соответствующий значок получен, Vertu может ставить пробу на корпусах телефонов. Впервые в истории пробирная палата выдает знак производителю электроники и для электронного устройства. Примерно в эти же сроки компания собирает первые телефоны, которые должны быть такими, как те, что начнут продаваться. В них еще не вся электроника, но внешность, ощущение от металла, от нажатия на клавиши, материалов - все на месте. Гонка со временем завершилась в пользу Нуово и его команды, им есть, что показать Nokia и что представить миру. Официальный запуск марки Vertu и флагманского телефона назначен на январь 2002 года. Идут последние приготовления. Настала пора выйти из тени. Год 2002. Успех или полный провал? Никто не знал ответа Приглашения на 21 января 2002 года получили около 900 человек со всего мира. Запуск нового продукта и марки состоялся в музее современного искусства в Париже. Богема, респектабельные банкиры, звезды кино – все были на этой вечеринке. Гвинет Пэлтроу папарацци поймали в момент, когда она рассматривала телефон, крутила его в руках. Газеты наутро пестрели сообщениями о том, что Nokia запустила самый дорогой телефон, его корпус выполнен из платины, а цена достигает 24 000 Евро. Таблоиды обожают громкие фразы, и этот мир благосклонно принял марку, она была на слуху. Но для продажи этого было недостаточно, надо было убедить людей состоятельных, что им стоит раскошелиться на такое устройство. Модель Signature стала первым аппаратом, но был ли он доступен для покупателей? На презентации Нуово и Личфилд утверждали, что модель можно будет приобрести уже летом 2002 года. Но основной проблемой оставалось производство. Кроме нескольких прототипов, у компании не было устройств, она еще не была готова к массовому производству. Более того, в момент презентации у компании не было полностью рабочих прототипов. Но сразу после объявления компания начинает показывать телефоны, а также принимает от клиентов депозиты на покупку, чтобы гарантировать доставку телефона. Называется первый срок продаж – август 2002 года. Где показывают телефоны? Где придется и как придется. Компания сама инициирует ряд культурных мероприятий - художественные выставки, показы - на которых рассказывает о своем «инструменте». Но также в основных городах создаются точки присутствия Vertu. Один из первых магазинов Vertu расположился на Родео Драйв, в Лос-Анджелесе. Эта улица знаменита своими бутиками, можно идти от витрины к витрине, от Chanel к Cartier и дальше мимо Harry Winston к Bernini или Van Cleef&Arpels. Но первый магазин Vertu разместили вне улицы витрин, в него можно было попасть через демонстрационный зал Hugo Boss, либо через боковую улочку. Над дверью висел неприметный логотип, который ничего не говорил непосвященным. Внутрь невозможно было попасть без предварительной записи, магазин работал только для демонстрации телефона приглашенным, тем, кто, возможно, станет клиентом Vertu. Огромное помещение было украшено фотографиями британца Кристофера Баклоу (Christopher Bucklow), с другой стороны - белая стена и три постамента с установленными телефонами, которые освещались софитами. Слева разместилась модель в корпусе из белого золота, в центре - из обычного, справа - платиновый вариант. Для первой тысячи покупателей в Vertu предусмотрен подарок - сертификат, подписанный самим Франком Нуово. Помимо магазина или, точнее, демонстрационной комнаты, такие же точки присутствия открыты в других городах: в Лондоне на Old Bond Street, в Париже магазин Colette (запись не требуется, стойка демонстрирует дешевый вариант телефона из металла), в Нью-Йорке приватный сьют на 57 улице. Также демонстрационные залы есть в Сингапуре и Гонконге. Эти точки присутствия Vertu не являлись в полном смысле магазинами, первые два настоящих бутика Vertu откроются в середине 2002 года (в июле в Париже, в августе в Сингапуре). Первый рабочий телефон с номером 1 на корпусе получает сам Нуово. В последующем он рассказывает, что некий джентльмен, имени которого он не называет, был готов выкупить этот аппарат за любые деньги. И если бы у Нуово были долги, то после такой сделки он рассчитался бы по ним (A gentleman whom I won't name offered me so much money for it that if I had any debts, they'd be gone. But I'd never part with it.). Это происходит только в августе 2002 года. Тогда и начинаются продажи телефонов Signature. За полгода, прошедших с первой демонстрации, аппарат немного меняет внешний облик. Сравните снимок одного из первых собранных Signature (прототип первой партии) и того, что получилось в итоге. Один из клиентов до августа 2002 года получил муляж телефона, который и показывал друзьям. Рабочего образца не было, а настоящий аппарат прибыл только с началом продаж. Интерес к марке превзошел ожидания сотрудников Vertu, количество заказов было велико, но технические проблемы не позволяли с уверенностью сказать, как отреагируют клиенты на эти телефоны, что будет происходить с восприятием марки после начала продаж и первого реального опыта использования телефонов. История началась. В 2002 году у Vertu уже есть два магазина и около 20 точек присутствия (к июлю 2003 их будет около 50), но отсутствует сформированная розничная сеть. Это не тот товар, который можно поставить в магазины оператор

 
 
   

 

Популярное